• Церковь Воскресения Христова – архитектурный шедевр XVIII века – единственный исторический интерьер Екатерининского дворца, который требовал незамедлительной реставрации спустя семь десятилетий после окончания Великой Отечественной войны. Последняя реставрация производилась больше 150 лет назад – в 1863 году.
    Средства на комплексную реставрацию храма, с воссозданием икон и живописных плафонов – порядка 1 млрд рублей – выделила компания «Газпром». Работы начались в 2015 году, сейчас они идут полным ходом. Срок окончания – декабрь 2018 года.

    «Царское Село» – музей-заповедник с непростой судьбой. В Великую Отечественную войну Екатерининский дворец был в значительной степени разрушен. Восстановительные работы здесь начались только в 1950-е годы. Символично, что церковь уцелела, несмотря на приказ одного из фашистских офицеров взорвать ее. Сохранившаяся отделка храма – прекрасный образец творчества архитектора Франческо-Бартоломео Растрелли. Церковь Воскресения Христова была освящена в 1756 году в присутствии императрицы Елизаветы Петровны.  Этот храм связан с важнейшими событиями в жизни венценосных особ: здесь проходило венчание членов императорской семьи, придворных (Екатерина II любила проводить здесь обряды венчания своих фрейлин, великая княжна Мария Павловна венчалась с принцем Швеции Вильгельмом); крещение младенцев императорского дома, родившихся в Царском Селе, среди которых были будущие императоры Николай I и Николай II. По воскресным и праздничным дням на литургии рядом с Александром I можно было увидеть лицеистов. Среди посетителей храма был историк Карамзин с семейством. 
    Несмотря на проведенную в середине 1950-х консервацию, уникальный интерьер мог быть безвозвратно утрачен. Работы удалось начать благодаря финансовой помощи компании «Газпром». Церковь реставрируют специалисты Царскосельской янтарной мастерской, которые восстанавливали Янтарную комнату и возрождали Агатовые комнаты.
    При возрождении церкви, как и в случае с Агатовыми комнатами, музей отказался от общепринятой российской практики воссоздания утраченных фрагментов и использует методику консервации и реставрации с минимальным восполнением утрат (в соответствии с Венецианской хартией по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест). Главная задача мастеров заключается в том, чтобы максимально сохранить подлинность отделки интерьеров. Ключевые вопросы обсуждаются на Научно-реставрационном совете с участием ведущих петербургских специалистов в области реставрации.

    Дворцовая церковь (ее золоченые купола – один из символов музея-заповедника) – неотъемлемая часть Екатерининского дворца. Она примыкает непосредственно к Церковному флигелю. 
    Во время Великой Отечественной войны церковь пострадала от разрушений и разграблений – были похищены почти все иконы, утрачен плафон. В послевоенные годы произведены первоочередные консервационные работы, в результате которых церковь приобрела экспозиционный вид, несмотря на утраты.

    Алтарная сень в неудовлетворительном состоянии, имеются утраты декора и отделки, разрушения основы конструкции. Сохранившийся живописный плафон в алтарной части в аварийном состоянии.
    Общая степень сохранности интерьера – примерно 60 процентов.Сохранились две иконы ХVIII века на дьяконских дверях иконостаса: «Архангел Гавриил» и «Архангел Михаил» работы Мины Колокольникова.
    Живописный плафон центрального зала во время Великой Отечественной войны был фактически уничтожен бомбой, попавшей в перекрытие. Сохранилась в аварийном состоянии его боковая кайма. После войны она была снята, и после выполнения профилактических заклеек свернута на валы.

    В 2015 году у музея появилась возможность приступить к комплексной реставрации интерьера церкви за счет благотворительного пожертвования. В течение 2015-2016 годов установлены строительные леса, произведена часть реставрационных и консервационных работ, а также выполнено исследование структуры и состава красочных слоев на стенах церкви. С марта 2017 года реставрационные работы ведет Царскосельская янтарная мастерская.
    Для научно-методического контроля за выполнением работ музей создал научно-реставрационный совет с участием представителей Министерства культуры РФ, Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга, ВООПИиК, а также ведущих специалистов-реставраторов Петербурга.

    ИСТОРИЧЕСКАЯ  СПРАВКА
    Дворцовая церковь Воскресения Христова была заложена 8 августа 1745 года, освящена 30 июля 1756 года архиепископом Санкт-Петербургским и Шлиссельбургским Сильвестром в присутствии императрицы Елизаветы Петровны. Церковь была оформлена по проекту архитектора Андрея Квасова под руководством Саввы Чевакинского с последующей корректировкой проекта по чертежам Франческо-Бартоломео Растрелли. За годы своего существования церковь дважды реставрировалась: после пожара 1820 года архитектором Василием Стасовым и в 1863 году после второго пожара – архитектором Александром Видовым. Еще в 1749 году Елизавета Петровна утвердила темно-синий «берлинской лазури» цвет окраски стен церкви, на фоне которого сияла деревянная золоченая резьба, выполненная 35 лучшими резчиками под руководством Иоганна Дункера.Главное место в церкви занимает алтарь, его центральная часть выделена шестью золочеными колоннами, обвитыми цветочными гирляндами и шестью пилястрами. Треугольный фронтон с двумя фигурами крылатых ангелов на скатах и большим сиянием в центре завершает центральные врата. Потолок алтаря закрывает живописный плафон «Слава Святого Духа», на котором в облаках изображены головки ангелов работы академика Андрея Беллоли. Потолок в главном зале церкви закрывал большой живописный плафон «Вознесение Христово». В XVIII веке плафон был написан художником Джузеппе Валериани, а после пожара 1820 года его писал профессор живописи Василий Шебуев. Во время Великой Отечественной войны центральная многофигурная композиция плафона была утрачена. Живописная падуга сохранилась с утратами.

    В процессе реставрации будут выполнены:

    • Реставрация деревянных стеновых панелей с восполнением утрат в исторических материалах.
    • Консервация льняного холста и лежащих на нем исторических красочных слоев плафона алтарной части с восполнением  фрагментов холста в местах его полной утраты.
    • Расчистка поверхности стеновых деревянных панелей от загрязнений.
    • Реставрация сохранившегося архитектурного декора; расчистка сохранившихся деталей с позолотой и левкасом от загрязнений, бронзовых покрасок, окислов серебра; укрепление старой позолоты и левкаса (грунта); утраченная  позолота не восстанавливается.
    • Выравниваются нарушения геометрии деталей отделки – искривления, скручивания и т.п. С обратной стороны сохранившихся деталей из папье-маше удаляется поздняя гипсовая заливка, производится расчистка, антисептирование,  деревянный и металлический внутренние каркасы  укрепляются, в случае необходимости – заменяются на новые.
    • Воссоздание утраченных элементов декора выполняется резьбой из дерева без позолоты   по сохранившимся историческим образцам.
    • Воссоздание внутренних столярных заполнений по сохранившимся историческим аналогам.
    • Воссоздание утраченных бра.
    • Реставрация солеи; воссоздание по имеющимся историческим фотографиям габаритов лестницы, ведущей на солею.
    • Реставрация Царских врат с воссозданием утраченных деталей декора в резьбе.
    • Реставрация сени (навеса) над престолом в алтаре; воссоздание утраченных постаментов под сдвоенными колоннами сени.
    • Выполнение консервационных  и реставрационных работ с элементами воссоздания сохранившейся живописи: икон, фрагментов плафонов, падуг, каймы.
    • Утраченная живопись плафона на хорах не воссоздается, выполняется консервация и реставрация фрагментов каймы.
    • Устройство систем электроснабжения и электроосвещения.

28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1