• В Библиотеке Росси Павловского дворца работает выставка английской гравюры XVIII – начала XIX века из собрания императрицы Марии Федоровны (1759–1828) "Из моей коллекции в Павловске…".  Ее организовали совместно музей-заповедник и Эрмитаж. 

    Коллекция эстампов дворца к 1827 году насчитывала 1294 гравюры в папках, 320 альбомов и 229 "эстампов в рамах". Ядром исторической коллекции были цветные или раскрашенные, реже монохромные гравюры, служившие для украшения жилых покоев дворца. Основная часть коллекции эстампов хранилась в дворцовой библиотеке, находившейся на третьем этаже центрального корпуса дворца. В 1825 году по проекту архитектора К.Росси в бельэтаже дворца была построена Большая дворцовая библиотека, куда переместили собрание гравюр. Папки с гравюрами, оклеенные мраморной бумагой, хранились в тумбах библиотечных столов.

    В собрании были представлены немецкая, французская, английская и итальянская гравюры. Состав собрания отражал интересы и круг общения Марии Федоровны, отчасти являясь иллюстративным продолжением библиотеки, отчасти – дополнением коллекции живописи, но основная часть была связана с личными воспоминаниями его владелицы.

    Самой ценной и наиболее ранней частью коллекции Марии Федоровны была английская гравюра XVIII века. Первые эстампы появились к 1790 году. Они, подобно живописным картинам, висели в круглых "золотых" и прямоугольных рамах "с венцами и ветвями". Несколько гравюр представлены в чудом сохранившихся подлинных рамах XVIII века, что является большой редкостью для музейных экспозиций.

    Известно, что Мария Федоровна сама увлекалась рисованием. Большинство ее рисунков на молочном стекле были повторением гравюр с живописных оригиналов Ангелики Кауфман. Рисунки императрицы на молочном стекле представлены рядом с гравюрами. На одной из гравюр рукой Марии Федоровны написано по-французски: "Из моей коллекции в Павловске". Эта надпись и послужила названием выставки. 

    Значимым событием и подарком музею к Новому году стало возвращение в Кавалерский зал мраморной скульптуры Венеры после реставрации. Об этом важном событии рассказал заместитель директора музея-заповедника и главный хранитель дворца Алексей Гузанов. Скульптура была разбита на многочисленные кусочки. Реставраторы собирали ее в три этапа, которые растянулись на несколько лет. В процессе последней реставрации был заменен проржавевший металлический стержень скульптуры и восстановлены утраты ее нижней части. Для доставки скульптуры из мастерской во дворец потребовался подъемный кран. Венера "вошла" во дворец через окно и была установлена на постаменте. Если Венера навсегда возвращена в зал, предназначенный императором Павлом I для приемов кавалеров рыцарского ордена, то время работы выставки "Из моей коллекции в Павловске…" ограничено. Гравюры экспонируются редко из-за хрупкости материала. Повреждения, вызванные светом – выцветание бумаги, шелка и красок – практически необратимы, по-этому они относятся к группе музейных предметов, наиболее чувствительных к воздействию света.

    Большинство английских эстампов собрания Марии Федоровны выполнены с применением сложных декоративных техник, дающих возможность использовать в рисунке не просто темные линии или точки, но и плавные полутона, выполненные гравюрным и цветным пунктиром. Такая техника исполнения рисунка приблизила гравюру к живописи. В такой технике работали Ф. Бартолоцци, У. Райленд, Т. Берг, М.-Ж. Делатр и многие другие художники, работы которых широко представлены в коллекции Павловского дворца. Выставка английской гравюры XVIII – начала XIX века из собрания императрицы Марии Федоровны продлится до 28 марта.


    Текст: По материалам "Царскосельской газеты"
    Фото: Сеть интернет
    Разделы:
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 1 2 3 4